Теперь трудно представить, что национальная галерея русской живописи, художественный музей мирового значения, начала свое существование усилиями одного человека, энтузиаста и любителя изобразительного искусства П. М. Третьякова. К собирательству его подтолкнуло впечатление от картин П. Федотова, родоначальника критического реализма в русской жанровой живописи. Полотна художника буквально потрясли Третьякова своей простотой и необычайной выразительностью. Они привели его к убеждению, что художественное произведение должно содержать большую идею, глубоко и доходчиво разработанную. И вот в 1856 году был сделан первый шаг — Третьяков купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение». Вскоре к ней прибавилось полотно В. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эти две работы положили начало созданию Третьяковской картинной галереи. Пополнению коллекции Третьякова в значительной степени способствовали выставки московского Общества любителей художеств. В его уставе было записано: «…содействовать распространению и процветанию художеств, всестороннему развитию изящных искусств в России», что вполне соответствовало позиции Третьякова. На выставках Общества он познакомился с лучшими русскими художниками того времени. Находясь в тесном контакте с ними, Третьяков покупал не только выставочные работы, но и те, что только зачинались в мастерских. Расширяя собирательство из года в год, Третьяков свято верил в перспективы национального искусства. В одном из его писем есть такие слова: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей, не собирал бы коллекцию русских картин…».
Репутация Третьякова, как серьезного ценителя искусства, росла в среде художников, сближению с которыми способствовала судьба. Женившись на племяннице мецената искусств С. Мамонтова, Третьяков часто гостил у него в Абрамцеве, где жили и работали многие выдающиеся русские живописцы — члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка. В подмосковной усадьбе он встречался с И. Репиным. Дружба с ним завязалась в 1871 году в дни работы первой передвижной выставки. Третьяков с жаром поддержал идею подобных выставок, преследовавших цель познакомить жителей провинций России с русским искусством. И сам, по словам известного художника Н. Касаткина, сыграл «Выдающуюся роль, как главный вкладчик, доверявший организации «Передвижной» вещи драгоценнейшие, уже оплаченные суммами колоссальными, терпеливо ожидая их возвращения в свою любимую сокровищницу, понимая всю важность этого культурного дела для России.
Для всех не секрет, что Третьяковская галерея размещает в себе картины знаменитых художников изображающих улицы Санкт-Петербурга (о самих улицах можно прочитать тут — улицы-петербурга.рф). Красивые и грациозные здания Петербурга.
Галерея находится по адресу: Лаврушинский переулок, 10