wordpress themes.

Хакасия

Над курганом Тегей поднимается солнце, осенняя степь загорается желтым. Из — под куста вспархивает стая куропаток, лиса с мышью в зубах оранжевой молнией проносится к норе. Семь каменных изваяний — каждое выше человеческого роста,поставленные в круг неизвестными древними строителями, отбрасывают на траву длинные тени. Ефросиния Сагалакова достает из глиняной миски хлеб, размоченный в молоке. Лапки соболя на ее красном платье треплет степной ветер; на бисерном нагруднике позвякивают «чыланмао — ракушки — каури, традиционное хакасское украшение. Она трижды обходит самый высокий камень против часовой стрелки и кидает кусочки хлеба на землю. Это — жертвоприношение духам кургана.

По первой профессии 60 — летняя Ефросиния Ефимовна — бухгалтер, но последние 20 лет ее не занимают квартальные отчеты. Сегодня шаман лечит больных, прирывает дожди и дружит с духами. Как это делали ее хакасские предки из века в век.
Хакасы — древний кочевой народ юга Сибири, корни которого уходят в горно — степные просторы Центральной Азии. Населявшие долину среднего Енисея испокон веков предки современных хакасов — кыргызы и тагарцы — оставили память о себе в виде нескольких тысяч могильных курганов, каменные островерхие остатки которых сейчас так же привычны в степи, как и табуны лошадей, пасущихся рядом.
Самый большой курган — Сал — бык, в 60 километрах к северо — западу от столицы республики Абакана, после раскопок 1956 года стал музеем. Предполагаемая дата строительства 30 — метровой пирамиды кургана, от которой сохранилась каменная ограда из 50 — тонных камней — пятый век до нашей эры. Точно неизвестно, что за древние строители воздвигли каменные изваяния, некоторые из них не уступают по возрасту Стонхенджу. Самое известное — трехметровая Каменная старуха — ныне находится в специально построенной для нее стеклянной юрте в Аскизском районе. Высеченная из серого песчаника, с черной косой и грубым лицом, она была жертвенным идолом, с которым делились пищей в течение шести тысячелетий.
«Цивилизации приходят и уходят, а земля остается. Поэтому хакасы всегда преклонялись перед природой, не нарушали ее законов. Дружили с духами и жили в гармонии с силами природы»,говорит Ефросиния Ефимозна.
На стене ее жарко натопленной юрты из лиственницы, что стоит во дворе обычного деревенского дома в селе Аршаново в 55 километрах от Абакана, рядом с тушками сов и глухарей висит семейное древо, прослеженное до XVI века, нарисованное фломастерами на ватмане. Предок Пюрюстей был очень сильным шаманом. Ефросиния Ефимовна говорит, что свой дар она чувствовала всегда: когда училась, готовила только один экзаменационный билет, зная заранее, какой вытянет. Своих детей лечила пением; потом начала предсказывать внешность людей, которые к ней придут, содержание писем, которые получит. Когда ей было сорок лет, она во сне начала входить в транс — ее колотило и тряслась голова. Родовой шаман сказал, что духи требуют, чтобы она с ними «работала», и что ей нужен бубен, с помощью которого она сможет «контролировать духов».

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий