Можно ли ожидать расширения и улучшения базы подмосковных здравниц? Подмосковные средства размещения (пансионаты, санатории и дома отдыха — в дальнейшем ПСДО) могут предоставить многомиллионной Москве и регионам России около 3 тыс. мест размещения, по качеству, как правило, среднего, далеко неевропейского уровня. Почему количество здравниц растет крайне медленно, как и качество сервиса, что мешает развитию индустрии туризма и отдыха в потенциально сильном столичном регионе страны в целом и отдельных регионов? По просьбе “ТБ” проблему комментирует кандидат экономических наук Павел ГАМАЮНОВ.
Экспертные оценки состояния данного сектора рынка затруднены бессистемностью и разрозненностью данных по санаторно-курортной базе. Другая проблема — достоверность имеющихся сведений, которая нуждается в проверке, а нередко и коррекции. Между тем претендующее на объективность маркетинговое исследование должно оперировать тремя блоками сведений о потоках туристов и существующем спросе на предлагаемый продукт, загрузке или коэффициенте использования номерного фонда (КИНФ), ценах на размещение. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что такая информационная база только формируется, разрозненные источники зачастую противоречат друг другу в определении основных тенденций рынка курортных услуг. Рассмотрим подробнее триединую составляющую маркетинга этой части туриндустрии.
Положение дел, сложившееся на рынке ПСДО, нельзя расценивать в отрыве от туристских потоков — внутреннего и выездного, поскольку именно они формируют те потоки клиентов, которые загружают средства размещения (въездной и выездной туризм коррелируют с загрузкой данных объектов размещения менее отчетливо).