На российском рынке Великобритания — одно из стабильно востребованных направлений экскурсионно-познавательного туризма. Только в Москве программы посещения туманного Альбиона организуют как минимум два десятка операторских компаний, таких как BSI, “Турбюро Москва”, “Гранд Тур”, “Интурист”, “Инна Тур”, “Политэк”, “МС-Тревел”, “Трансаэро турс”, “Мастеркласс”, “Пак-групп” и др., а реализуют не менее 600 агентств по России.
Jбщий выезд россиян в Соединенное Королевство в конце прошлого века составил 112,1 тыс. чел. Причем значительная часть – 54,7% (61,3 тыс. чел.) посещений страны носило деловой характер. В рейтинге наиболее популярных туристских направлений на отечественном туррынке в последние годы Великобритания занимает только 19-20 места, в то время как в сфере деловых поездок – 7-8 позиции. На поездки с частными целями приходится 9,3%, а собственно туристские прибытия составляют около 36%. Наибольшую долю в объеме последнего показателя обеспечивают экскурсионно-познавательные туры (до 70%), затем следуют — образовательные программы (порядка 20% — индивидуальные, до 10% — групповые).
До недавнего времени расширению въездного потока россиян препятствовала сложность оформления визы. В середине декабря прошлого года британское консульство упростило процедуру получения разрешения на въезд в страну: сроки получения визы сократились с 10 рабочих дней (фактически с 2-х недель) до 1-2 дней. Размер консульского сбора остался без изменений и составляет 60 фунтов стерлингов. Подача документов теперь может выполняться не только работниками турфирм (для туристских групп до 5 чел.), но и непосредственно туристами-индивидуалами. Поэтому выходные майские праздники 2012 можно провести и в Англии. Здесь подробнее — http://hochu.ua.
Программы посещения Великобритании главным образом базируются на перелете рейсами российских авиакомпаний. Стоимость блочного тарифа у “Трансаэро” в сезоне 2010-2011 гг. составляет $276. “Аэрофлот”, отказавшись от практики продажи жестких блоков, теперь предлагает операторам только групповой тариф – $315. Рейсы британского национального перевозчика пользуются спросом преимущественно у состоятельных клиентов, хотя компания неоднократно проводила на рынке акции supersales по сезонному снижению тарифов. Последняя маркетинговая акция British Airways прошла в декабре 1999 г. – при покупке в офисе мягкой игрушки стоимостью всего около $20 (полученные средства предназначались на благотворительные цели), туристам предоставлялись значительные льготы при покупке авиабилета, стоимость которого с учетом скидки снижалась почти до $300.
По свидетельству директора Департамента выездного туризма компании BSI Василия Ворушилова, в последнее время значительно вырос спрос на программы индивидуального обучения в стране, в то время как интенсивность групповых образовательных поездок, напротив, уменьшилась. Последние на сегодняшний день по большей части представляют собой экскурсионные туры с элементами образовательной программы.
В отличие от экскурсионного туризма, образовательные туры в Великобританию имеют довольно четко выраженную сезонность, которая привязана к периодам школьных каникул и праздничных дат. Среди центров образовательного туризма, популярны языковые школы городов, расположенных в 50-100 км от Лондона, особенно юго-восточного побережья страны Брайтона, Гастингса, Борнмута, Вестгэйта, Торки (от $1175 за 2 недели). Стоимость 2-недельных программ обучения с авиаперелетом (групповые заезды) в Кентербери, например у компании BSI, начинается от $1250, 3-недельных – от $1650. Значительный сегмент рынка приходится на языковые центры в пригородах британской столицы — Сидкап, Бекслихит, Хэрроу, Уимблдон (от $960 за 2 недели).
Отличительная особенность российского туризма в Великобританию — устойчивый спрос на событийные туристские программы. Начало этому несколько лет назад положили тематические программы посещения Ливерпуля в рамках ежегодного фестиваля Битлз (компания BSI). В настоящее время операторы регулярно организуют поездки на специализированные выставки, концерты известных поп-групп и певцов (Стинг, “Пет Шоп Бойс”, “Эурифмс”), гонки Формулы-1, Уимблдонский теннисный турнир, футбольные матчи (компании BSI, “Конкорд”, “Гранд тур”, “Турбюро Москва”).
Посещение россиянами Великобритании
по целям поездок в в конце прошлого века *
Деловой туризм 55%
Частные поездки 9%
Экскурсионные программы 25%
Индивидуальные образовательные программы 7%
Групповые образовательные программы 4%
* По данным Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму и опроса московских туроператоров