Юрий СТОЦКИЙ, директор компании Vizit Europe
В середине 1990-х гг. Чехия была едва ли не самым стабильным направлением отдыха россиян в регионе Восточной Европы.
Первое серьезное потрясение, приведшее к серьезным структурным изменениям на этом рынке, произошло после кризиса 2008 г, когда страна в один момент лишилась большей части своей российской клиентуры – представителей среднего класса. В этой ситуации значительное число моно профильных компаний было вынуждено существенно расширить спектр своих услуг, потеснив чешские программы на на второй план. В пост кризисных условиях «выжили» преимущественно те фирмы, которые сохранили чешскую специализацию и сумели правильно построить свои отношения с партнерами – агентскими или операторскими компаниями.
С 2008 г. в сегменте турпоездок в Чехию прослеживается отчетливая тенденция к укрупнению туроператорского рынка. Главной задачей для операторов стало привлечение к сотрудничеству по возможности большего числа агентов и субагентов, что достигалось лишь путем резкого снижения цен. Демпинговая война незамедлительно сказалась на географии поездок российских туристов и составе предлагаемых туруслуг. Поиск дешевых предложений привел к тому, что с прошлого года до 70% экскурсионных туров по стране базировались на железнодорожном или автобусном варианте переезда, а чаще всего они комбинировались. Значение авиации в этом сегменте туррынка резко снизилось. Часть компаний для привлечения агентов вообще была вынуждена работать «в минус» на протяжении сезона. Так, стартовая стоимость отдыха в Праге для туриста из Москвы составляла всего $150-170. Это была пороговая цена, которая не оставляла возможности ни для дальнейшего уменьшения стоимости турпакета, ни для увеличения агентской комиссии. В свою очередь это обусловило планомерное падение интереса к экскурсионным поездкам в Прагу со стороны турфирм, поскольку размер комиссионного вознаграждения субагента при продаже таких программ составлял всего порядка $10-15.
Введение визового режима посещения ЧР для россиян, образно говоря, поставило жирную кляксу в российско-чешской истории. Привлекательность Праги как туристического направления во многом основывалась на отсутствии пограничных формальностей. В течение 5-6 лет в глазах российских туристов она приобрела устойчивый имидж города, посетить который можно в режиме «last minute». Теперь же, когда сроки оформления визы составляют 5-7 рабочих дней, серьезную конкуренцию чешской столице составят страны Шенгенского соглашения. Немаловажен и фактор цены – официально консульский сбор посольства ЧР составляет 800 крон, т.е. около $20-22. Реально конечному потребителю виза обойдется в $30-40. А это уже почти четверть стоимости дешевого тура в Прагу.
Падение спроса на экскурсионные программы в чешскую столицу специалисты оценивают по-разному – от 20 до 60%. Вероятней всего, в первые 2 месяца после введения визового режима спад составит минимум 30-40%. Отчасти это уже подтверждают итоги начала летнего сезона – значительно сократился объем рекламы Чехии как туристического направления в специализированных и потребительских СМИ, многие турфирмы в спешном порядке переориентируются на «родственные» программы по Венгрии или Словении. Снижение объема турпотока усугубляется и тем, что летние месяцы традиционно не являются для Праги «высоким» сезоном. Можно прогнозировать, что в сложившихся условиях большие шансы на выживание имеют короткие 5-6-дневные поездки в страну, в то время как 7-8-дневные туры практически сойдут на нет.
Совершенно иная ситуация складывается на рынке лечебных туров, в первую очередь, отдыха на курортах Карловых Вар. Здесь снижение турпотока, вероятно, не превысит 10-15%. Связано это с тем, что большая часть российских туристов в Карловых Варах – так называемая «возвратная клиентура», которую при минимальной стоимости таких туров в $1 тыс. едва ли отпугнет оплата чешской визы. Не будет решающим и фактор времени – подобные программы, как правило, бронируются заблаговременно (в среднем – за 3-4 недели), а доля бронирования last minute не превышает 5%.
Вместе с тем в нынешнем году можно отчетливо наблюдать смещение туристского сезона на рынке лечебных туров. Неоднократные попытки введения визового режима в стране и отсутствие достоверной информации по этому поводу привели к тому, что «высокий сезон» для россиян в Карловых Варах начался уже в конце марта – начале апреля, тогда как в предыдущие годы он приходился на май. В этой связи есть веские основания предполагать, что в период июнь — сентябрь объем российских прибытий в Карловы Вары будет меньше, чем в прошлом году.
Нельзя не отметить, что введение визового режима имеет и свои плюсы с точки зрения работы турфирм. Отсутствие поздних бронирований значительно облегчит сотрудничество операторов с гостиницами и санаториями. Упростится взаимодействие с авиакомпанией «Чешские авиалинии», не говоря уже о том, что в далекое прошлое отойдет проблема бронирования авиабилетов на чешском направлении. Одновременно усилится интерес авиаперевозчиков к турфирмам, продающим туры в ЧР.
Вероятнее всего, введение виз повлияет на туристический рынок в нескольких направлениях. Во-первых, логично было бы предположить, что авиаперевозчики и туроператоры придут к соглашению о введении новых авиатарифов на чешском направлении, хотя бы на определенное время. В сезоне 2000-х годов экскурсионный тур в Прагу будет востребован только в том случае, если его цена не превысит $350. При групповой стоимости авиабилета Москва – Прага у «Аэрофлота» в $258 очевидно, что удешевление подобных турпрограмм возможно только при снижении стоимости авиаперелета.
Во-вторых, на рынке будут наблюдаться процессы консолидации туроператоров, и в первую очередь в сфере реализации авиабилетов. Если летом прошлого года частота авиарейсов в Прагу из Москвы позволяла обслуживать в день до 10 туристских групп, то в наступившем сезоне реальная потребность рынка составит не более 2-3 групп ежедневно. Не секрет, что «Аэрофлот» уже отменил часть своих рейсов в чешскую столицу. Это потребует от турфирм совместных усилий для загрузки авиарейсов в Чехию. Процесс консолидации, безусловно, коснется и рекламной кампании в СМИ.
Наконец, введение визового режима скорее всего даст толчок новой ценовой войне. Сохранение объема турпотока на этом направлении летом 2011 г. возможно только благодаря супердемпинговым ценам. На рынке неизбежно появятся операторские предложения, которые выделят Чехию из ряда стран Восточной Европы. Первым шагом к этому будет включение визы в стоимость турпрораммы.
Наибольшие потери понесет рынок дешевых и индивидуальных поездок. Произойдет очередное изменение в спектре предлагаемых маршрутов. Нельзя забывать, что в последние годы Чехия как туристическое направление была чрезвычайно популярна в российских регионах. Регулярные рейсы в страну выполнялись, например, из Екатеринбурга, Самары, Казани. Были попытки открытия прямого авиасообщения между Прагой и Ростовом-на-Дону, Минеральными Водами. Не говоря уже об огромных объемах чартерных перевозок под пиковые даты заездов. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день Чехия имеет только 2 консульства в РФ (в Москве и С.-Петербурге), страна оказалась фактически отрезана от отечественных региональных туррынков.