Важность стратегического положения региона Персидского залива, его роль как одного из основных финансовых и экономических центров, весьма емкого рынка сбыта продукции военных и гражданских отраслей американской промышленности, а главное — его значение как важнейшей топливно-энергетической базы НАТО — предопределяют постоянный интерес США к этому региону.
Долгое время обеспечивать свои интересы в заливе США удавалось на основе сотрудничества со своими региональными союзниками. Собственное военное присутствие США в течение предыдущих 40 лет осуществлялось в ограниченном масштабе в основном в акватории Индийского океана.
Однако после того как на Ближнем и Среднем Востоке произошли такие крупные события, как падение шахского режима в Иране, революция в Афганистане и война между Ираном и Ираком, политика США на этом направлении претерпела изменения.
В послании президента Картера конгрессу «О положении страны» (1980 г.) район залива объявлялся «жизненно важным для Соединенных Штатов». Появилась доктрина о том, что расположенные там государства не должны монополизировать право распоряжения своими естественными богатствами и в случае, если они по политическим соображениям пойдут на прекращение поставок нефти, Вашингтон резервирует за собой возможность использования силы.
1 января 1983 г. в США было сформировано Центральное командование (Сентком), в зону действия которого вошел район Юго-Западной Азии, включающий 19 государств, значительная часть Индийского океана, Персидский залив, Красное море. Весь регион был включен в так называемую «дугу кризисов».
На Сентком возложены не только задачи планирования боевых операций, но и использование приданных ему вооруженных сил (общей численностью до 200 тыс. чел.) в критических ситуациях, в том числе при «внутренних политических потрясениях» в государствах региона.
Один из идеологов картеровской администрации 3. Бжезииский делал вывод, что в 1995 г. 30—45% получаемой «некоммунистическими странами» нефти будет поступать из стран Персидского залива. И если России, утверждал он, удастся распространить свое влияние на эти страны, то она получит «мощные рычаги давления на западноевропейских союзников США и Японию».
Представители американской администрации не раз подчеркивали, что военно-морскому аспекту своей политики в этом районе они придают первостепенное значение. Военно-морское присутствие позволяет с помощью складирования на кораблях тяжелого вооружения, боеприпасов обходиться без наличия крупных наземных баз в зоне Персидского залива, против чего возражает большинство прибрежных государств.
Особое значение в деле реализации стратегических планов США имеет получение гарантированного доступа к базам и военным объектам, расположенным в ряде сопредельных стран Ближнего Востока.