В Бомбее, где туристам показывают многокилометровую набережную «Марин Драйв» с ее белоснежными небоскребами гостиниц и деловых контор, находится крупнейший в Азии район лачуг — Дхавали. Здесь, на небольшом участке площадью 4,5 кв. км, одна к другой прилеплены 65 тыс. лачуг, в которых постоянно проживают 300 тыс. человек и еще 100 тыс. временных жителей. Стоимость лачуги достигает 95 тыс. рупий, и проживают здесь не только неквалифицированные рабочие, но зачастую и средние слои служащих, мелкие торговцы. Во многих случаях, получив от государства квартиры в многоэтажных домах, служащие сдают их внаем, а сами переселяются в лачуги, с тем чтобы иметь дополнительный постоянный источник дохода. Вот и получается, что в хижинах имеются не только радиоприемники и телевизоры, но и видеомагнитофоны, стереопроигрыватели и холодильники. С непривычки трудно войти в район лачуг, не имеющих канализации и других элементарных гигиенических условий. Но индийцы смотрят на все это достаточно просто, с присущим им национальным мировосприятием и своеобразной жизненной философией, стремясь найти в жизни крупицы хорошего, не обращая внимания на лишения и отсутствие удобств. Если вы войдете в дом практически любого городского жителя, вы не найдете почти никакой лишней мебели; кровать, стол, шкаф и стулья — вот и весь ее нехитрый набор. Лишь наиболее имущие покупают мебель, сделанную на европейский манер и изготавливаемую вручную прямо на улице. Беднякам, да и лицам со средним доходом она не по карману.
Карта Франции для сравнения с Индией.
К середине 80-х годов в стране, согласно официальным данным, не хватало 24,7 млн. жилищ, из них 5,9 млн. — в городах и 18,8 млн. — в сельской местности. По официальным подсчетам, до конца текущего столетия в Индии для решения жилищной проблемы необходимо построить дополнительно 70 млн. жилищ. Можно прямо сказать — задача сложная. VI планом предусматривалось построить около 1,6 млн. жилищ, для чего было намечено выделить около 15 млрд. рупий. Однако решение жилищной проблемы, становящейся с каждым годом, по мере роста населения, все более острой, в значительной степени затруднено высокой стоимостью жилищного строительства, а также дороговизной земельных участков. Так, цена земельных участков под жилищное строительство в Дели выросла за последние годы в 4 раза и достигла даже в самых удаленных районах города более 3 тыс. рупий за