Международный детский центр «Артек» отмечает 75-летний юбилей и ожидает повышенного внимания российских детей.
С развалом СССР в 1991 г. Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», ни в чем не знавший отказа со стороны властей всех уровней, оказался в чрезвычайно трудном положении и вынужден был самостоятельно заботиться о выживании. Следующим серьезным испытанием стал финансово-экономический кризис августа 2008 г. И на этот раз «детская республика» выстояла – теперь уже как Международный детский центр. Маркетинговая и ценовая политика генеральной дирекции «Артека», рассчитанная на сохранение контактов с российским рынком, позволила не только сохранить базу отдыха, но и развивать ее, причем, несмотря на солидный возраст, Здравнице удалось довольно удачно адаптироваться к нестабильным условиям туристического рынка — считает директор службы маркетинга МДЦ «Артек» Александр Рябинин.
Начиная с 2008 г. «Артек» был вынужден пересмотреть многое в своей деятельности и в первую очередь реструктуризировать систему сбыта. Маркетинговая концепция «Артека» с 2009 г. состоит в жесткой ориентации на потребителя. Для этого был образован Фонд «Содействие Международному детскому центру «Артек», открылось официальное представительство МДЦ «Артек» в России. Символично, что разместилось оно в здании, где некогда находился Центральный совет Всесоюзной пионерской организации в Москве. Работа представительства позволила приблизить потенциального российского потребителя к «Артеку». Только в 2009 г. Фондом было заключено около 180 договоров с посредническими фирмами и предприятиями РФ. Объем реализации услуг «Артека» через представительство — около 6000 путевок в сезон, что составляет примерно треть от предложения МДЦ. Всего же доля российских детей в разные смены изменяется в течение года от 45 до 60%.
В 2010 г. перед Фондом «Содействие МДЦ «Артек» поставлена задача еще больше сконцентрировать внимание российских потребителей на рекреационных возможностях «Артека», заключить около 300 договоров и выйти на объем реализации 8-12 тыс. путевок в сезон. Этому во многом способствует по-новому организованное железнодорожное сообщение по маршруту Москва — Симферополь — Москва — с 3-разовым питанием, фирменным артековским сопровождением, включающим охрану, медицинское обслуживание и страховку.
«Артек» сегодня – это территория 258 га земли, из них 100 га занимают парки, 7,5 км пляжей. «Артек» – это 250 солнечных дней в году, 30-32 тыс. детей и подростков, приезжающих ежегодно по путевкам, это десятки разнообразных кружков и спортивных секций. Здесь есть свой музейно-выставочный комплекс. МДЦ обладает полной автономией по энерго- и водоснабжению, имеются автобаза, насчитывающая 300 единиц транспорта, комбинат питания и пекарня, морской порт с собственным флотом. В здравнице действуют общеобразовательная школа (пятидневная учебная неделя без домашних заданий), Гуманитарный институт «Артек», медицинский комплекс и «Центр здоровья», оборудованные самой современной диагностической аппаратурой, где работают высокопрофессиональные врачи и специалисты в области нетрадиционной медицины. Есть и свое отделение милиции, обеспечивающее надежную безопасность пребывания детей в лагере.
Жилые корпуса «Артека» реконструированы на европейском уровне, имеются две собственные турбазы в горах, гостиничный комплекс.
Но, пожалуй, самое главное – это уникальные педагогические программы, реализуемые в «Артеке» и помогающие детям и подросткам раскрыть свои способности и развить их. Все 75 лет «Артека» могут служить образцом организации детского отдыха. Ни одна артековская смена не обходится без ярких, запоминающихся событий: это традиционный международный детский кинофестиваль (в этом году он пройдет в июле 8-й раз), международный конкурс классического танца «Фуэте Артека», детский фестиваль искусств «Артек зажигает звезду», международный аэрокосмический фестиваль.
Из посреднических фирм и турагентств, с которыми работает МДЦ, можно отметить Центр мира «На Таганке», «М-Бисс-Пресс», «КриСТ», «Пеликан-Сервис», «Академкурорт. В целом доля турфирм в потреблении услуг «Артека» составляет около 12% от общего объема продаж. Однако согласно прогнозам на сезон 2010 г., она может возрасти до 15-18%. Доля индивидуальных российских потребителей составляет 3-8%.
В июне в МДЦ пройдет международный фестиваль «Артек» собирает друзей!», посвященный его 75-летию. Ожидается прибытие нескольких поколений бывших артековцев, теперь уже в качестве туристов.