Как поделить ЛОКи, КОКи и КЛОКи между туристами?
Не стоит ломать голову над разгадкой этих замысловатых аббревиатур. Все просто: ЛОК — лечебно-оздоровительный комплекс, КОК — курортно-оздоровительный комплекс и КЛОК — курортно-лечебный оздоровительный комплекс. Именно так сегодня именуются многие известные всем санатории, пансионаты и гостиницы города Сочи.
С того памятного дня, когда в 1909 г. в городе открылся первый фешенебельный отель «Кавказская Ривьера» с театром, рестораном и медицинским обслуживанием прошло почти столетие. Так начинался курорт, ставший впоследствии одним из самых популярных и престижных, как в СССР, так и за рубежом. За годы нашего социалистического бытия в Сочи отдохнули и поправили свое здоровье миллионы людей.
Что происходит в российской здравнице сегодня? Как функционирует гостинично-санаторная база города, что нового привнесли в ее деятельность социально-экономические преобразования последних лет?
В настоящее время санаторно-гостиничная база города насчитывает 240 объектов размещения. Их единовременная вместимость составляет 60 тыс. мест. Гостиниц, которые в основном работают только на размещение гостей, в городе всего 7. Но четкого разделения санаторно-гостиничной базы по объектам размещения и спектру оказываемых услуг нет, потому что в курортной отрасли не существует соответствующего отраслевого классификатора. Проблема состоит еще и в том, что изначально санатории, пансионаты и гостиницы, как известно, были подотчетны совершенно разным ведомствам и структурам. С переходом на рыночную экономику и введением, соответственно, новых форм собственности, определить статус санаторно-курортного объекта размещения стало весьма проблематично. Все 240 санаториев и гостиниц города сертифицированы краевым Центром стандартизации, но сертификат соответствия, как известно, не определяет статуса. Так что переименованные в «оки» санатории, пансионаты и гостиницы новым названием отчасти поясняют собственный статус. Например, «КОК «Весна» — не гостиница, а курортно-оздоровительный комплекс. Или «ТОК «Олимпийский» –туристско-оздоровительный комплекс, каковыми они, собственно, и являются.
Гостиницы, получив лицензию на право оказывать медицинские услуги, могут тоже функционировать как пансионаты с лечением. Как правило, рядом с такими гостиницами находятся либо поликлиники, либо санатории, на чьих базах и осуществляется профилактика и лечение различных заболеваний. В таком объединении гостиниц с медицинскими учреждениями есть ряд позитивных моментов. Гостиница, таким образом, расширяет спектр оказываемых услуг, и отчасти поэтому она остается конкурентоспособной на рынке. Для клиента такие инновации также выгодны: по желанию ему предложат сформированный пакет с перечнем различных медицинских услуг, от консультаций врача до исполнения врачебных предписаний с трансфером к лечебному комплексу, либо вызовом врача в номер.
Стоимость проживания в гостиницах Сочи*
| стандартный DBL | люкс |
«Рэдиссон САС Лазурная» | $170/240 | $285/340 |
«Жемчужина» | 2400/2650 руб. | 5500/6450 руб. |
«Сочи Бриз Отель» | 880/2170 руб. | 4300 руб. |
* В высокий сезон (с 1 июля по 31 августа)
Первым опытом такого «перепрофилирования» делится генеральный директор отеля «Сочи Бриз» (бывший «Кавказ») Андрей Подповетный: «В современных рыночных условиях мы расширили спектр услуг, открыв при гостинице «Сочи Бриз Пансионат», который предлагает современную диагностику и разнопрофильное лечение. Все врачебные предписания осуществляются на базе современных санаторно-курортных комплексов «Светлана» и «Москва». Как следствие, «Сочи Бриз Пансионат», созданный на базе отеля, заметно увеличил число клиентов гостиницы, особенно в межсезонье».
Другой пример — всем известный отель «Дагомыс», принадлежавший когда-то системе «Интурист», сегодня поменявший название на «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» и помимо услуг по размещению, теперь предлагающий своим гостям широчайший спектр дополнительных услуг. Заместитель генерального директора «Дагомыса» Виталий Шкуратов отмечает: «Оздоровительная программа комплекса включает круглогодичное медицинское обслуживание, оздоровительные процедуры и превентивные формы лечения. Комплекс располагает самым современным лечебно-диагностическим оборудованием, поликлиникой с бальнеологическим отделением с набором разнообразных ванн, от жемчужных до биоленных».
Комментируя вопросы сезонной загрузки генеральный директор отеля «Жемчужина» Юрий Аринцев отмечает: «С показателями по высокому сезону все предельно понятно: туристов в этот период в городе много — Сочи был и остается одним из самых популярных курортов страны. Что же касается низкого сезона, то, например, в отеле «Жемчужина» показатель загрузки за январь составил – 50%, а за февраль – лишь 5%. Проблему межсезонья решаем, занимаясь конгрессно-выставочной деятельностью, выстраивая гибкую ценовую политику. Например, устроителям различных мероприятий предоставляется скидка на размещение до 40%». Другие гостиницы города также предлагают специальные межсезонные пакеты. Например, в «Рэдиссон САС Лазурной» на период межсезонья действует программа «Осенний вальс», предлагающая парам трехдневное пребывание в отеле всего за $95.
Сезонная загрузка отелей Сочи
| Высокий сезон | Средний сезон | Низкий сезон |
«Рэдиссон САС Лазурная» | Свыше 100% | 60% | 20-30% |
«Сочи Бриз Отель» | 105% | 60% | 30% |
«Жемчужина» | 110% | 70% | 10-20 |
Очевидно в период межсезонья санатории и гостиницы города ежегодно решают общую задачу – привлечения клиентов и, соответственно, увеличения загрузки отелей Анапы и Сочи и санаториев и обеспечения медицинского, а также обслуживающего персонала работой. Профессионалы санаторно-курортного бизнеса предлагают разные варианты решения этой проблемы. Определенную позицию по этому вопросу занимает и администрация города, в частности, Комитет по туризму. Дело в том, что в летний период в Сочи приезжают одновременно самые разные группы туристов: по путевкам от фондов социального страхования, по турпутевкам, приобретенным в туристических компаниях, а также любители пляжного отдыха, которые приобретают путевки по прибытии в санаторий или отель по так называемым «ценам свободного поселения». Как правило, предприятия, отправляющие на отдых и лечение своих рабочих и служащих, заранее, начиная с октября предыдущего сезона, бронируют путевки сроком действия с мая по сентябрь, то есть в пик сезона. Выплаты за путевки от фондов социального страхования производятся также в обозначенный период. Равномерное поступление денежных средств с октября по май позволило бы санаторно-курортной базе города работать круглогодично, а к разгару сезона быть подготовленной к большому потоку туристов.