Преобразование Мальтийской национальной организации по туризму (МНОТ) в Мальтийское управление по туризму (МУТ) – не просто косметическое изменение, — считает глава российского представительства этой организации в РФ Энтони Дж. Каруана. В состав МУТ теперь входят подразделения, которые занимаются поддержанием высокого качества и развития мальтийского турпродукта, то есть улучшением туристической инфраструктуры: обучением персонала, строительством гостиничных комплексов, открытием пляжных зон и т.п. Индустрия туризма – важнейшая статья национальной экономики острова. Она составляет 20% от ВВП страны, приносит 25% доходной части бюджета, дает рабочие места 1/3 населения Мальты. В 2009 г. валютные поступления в отрасли превысили $800 млн.”
На сегодняшний день Мальта принимает около 1,2 млн зарубежных туристов, и уже сейчас очевидно, что значительное ежегодное увеличение этого показателя физически невозможно. Так, в 2000 г. туристические власти страны прогнозируют увеличение числа иностранных гостей максимум на 5%, как пишет сайт http://stambul.biz. В этой связи становится актуальной задача реструктуризации туристских потоков на Мальту. “Необходимо не только поддерживать рост туристских прибытий из таких стран, как Соединенное Королевство, Германия, Франция, Ливия и Италия, но и всеми средствами способствовать увеличению числа туристов из государств, относящихся к категории так называемых побочных рынков – из России, Японии, США”, — говорит господин Каруана. “Кроме того, мы должны совершенствовать национальный турпродукт и расширять спектр предлагаемых видов отдыха”. Так, например, в последние годы все более значимую роль в туриндустрии Мальты играют конгрессный и инсентив-туризм. В марте 2010 г. на острове открылась новая гостиница сети Hilton категории 5 звезд, имеющая богатый потенциал для организации семинаров и конференций.
Популярность Мальты как туристического направления на российском туррынке снизилась после финансового кризиса 2008 г. Однако, начало 2010 г. показало, что востребованность Мальты у отечественных туристов растет – за период с января по март отмечалось 17%-ное увеличение объема турпотока из России по сравнению с аналогичными месяцами 2009 г. По оценкам московского отделения МУТ, итоговая цифра сезона 2000-х годов превысит показатель прошлого года (16,2 тыс. чел.) минимум в 1,5 раза. И для такого прогноза есть веские основания. Число московских операторских компаний, предлагающих туры на Мальту по сравнению с 2009 г. выросло почти в 4 раза. Наблюдается заметное увеличение загрузки регулярных рейсов “Аэрофлота” и Air Malta в Ла-Валлетту. Кроме того, в летнем сезоне об организации чартерной цепочки на остров объявила компания “Франстур+”. Постепенно изменяется и облик российского туриста – все большую популярность мальтийское направления обретает в С.-Петербурге и российских регионах. В Северной столице число авиарейсов на остров в 2010 г. выросло на 50%.
В 2010 г. в общем объеме туристского потока из России ожидается существенный рост доли студентов, изучающих на Мальте английский язык. Отмечается также увеличение востребованности лечебно-оздоровительных программ и спортивного отдыха, в особенности дайвинга.