Еще не начавшийся на испанском направлении туристский сезон в середине весны был омрачен неприятным инцидентом. 31 марта российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансевропейские авиалинии» получили официальный запрет испанских властей на осуществление чартерных рейсов из России. Распоряжение, правда, не коснулось регулярных рейсов «Аэрофлота», который выполняет полеты в Мадрид и Барселону, но в чуть более отдаленной перспективе оно могло привести к полному срыву всех туристских программ российских туроператоров, работающих на этом направлении. Поскольку, по свидетельству директора отдела туризма посольства Испании в РФ – Turespana Арутро Ортиса, до 90% всех гостей из нашей страны прибывают на курорты Каталонии, Валенсии, Андалусии, Балеарских и Канарских островов чартерными рейсами отечественных перевозчиков. В 2011 г. общее число чартерных рейсов в Испанию из нашей страны превысило 700.
Как известно, условия полетов между Россией и Испанией определяются Межгосударственным соглашением о воздушном сообщении, в соответствии с которым квотированию подлежат только регулярные перевозки, выполняемые «Аэрофлотом» и испанской Iberia. На чартерные рейсы ограничения не накладываются. На практике ситуация оказалась более запутанной, а “вина” испанской стороны не столь очевидной. Обе стороны можно понять – испанские власти отстаивают интересы своих авиакомпаний, таких как Aviaco, Vuelos Internacionales de Vacaciones, Oasis International Airlines, SpanAir и Air Europe. Россия же стремится защитить более 30 отечественных перевозчиков, работающих на испанском направлении (кстати, уступающих испанцам по совокупному числу самолетов, но по числу выполняемых между нашими странами опережающих их в 50 раз).
После того как переговоры авиационных чиновников зашли в тупик, испанская сторона в одностороннем порядке ввела запрет на чартерные полеты из России, а крайними, как это нередко бывает, оказались туристы, более чем на сутки “зависшие” в “Шереметьево-2” и в испанских аэропортах. Потери российских компаний, которых затронул этот инцидент, по оценкам специалистов составили не менее $300 млн. Хотя причина, по которой турфирмы, несомненно знающие о возможности подобного поворота событий, заблаговременно не предупредили об этом своих клиентов, совсем неуважительная – понадеялись на авось.
Как бы то ни было, показав “когти”, авиационные власти Испании уже в ночь на 1 апреля дали авиакомпании “Аэрофлот” разрешение на продолжение чартерных перевозок. Но гарантии того, что подобные запретные акции больше не повторятся пока нет. В середине апреля заинтересованные стороны намерены провести встречу в Мадриде, которая должна разрешить накопившиеся проблемы и расставить все точки над i.