Прошедший туристский сезон был не самым удачным для турецкого турбизнеса. Политическая ситуация и стихийные бедствия привели к тому, что страна недосчиталась значительного числа туристов из стран Западной Европы. Россияне оказались более устойчивы к подобным катаклизмам: согласно статистике, в 2010 г.
курортная зона Антальи приняла более 500 тыс. гостей из нашей страны. Положительную роль здесь сыграла ценовая политика турецких отелей, которые очень быстро отреагировали на конъюнктуру рынка и снизили стоимость проживания в среднем на 30-40%, а в некоторых случаях даже до 70%.
Стабилизация ситуации в стране привела к тому, что к началу сезона 2012 г. цены на гостиничное обслуживание в Турции приблизились к уровню начала лета 2010 г. В июне, например, семидневный отдых в Антальи в гостинице категории 4 звезды обойдется россиянину от $350 с авиаперелетом. Тем не менее, Турция по-прежнему остается самым “дешевым” туристским направлением летнего отдыха в регионе Средиземноморья, и в этой связи туристические власти страны прогнозируют рост числа гостей из России до 350 тыс. чел. В летние месяцы на курорты Турции будет выполняться до 50 чартерных рейсов в неделю отечественными авиакомпаниями AJT, “Атлант Союз”, “Континентальные авиалинии”, “Аэрофлот” и другими. Ситуация с чартерными перевозками на сегодняшний день (начало апреля) еще окончательно не прояснилась, но уже очевидно, что недостатка в авиабилетах турфирмы испытывать не будут.
География поездок наших соотечественников, скорее всего, останется неизменной – до 95% всех туристов предпочтут пляжный отдых на курортах Антальи. По опыту прошлых лет можно с большой степенью вероятности предположить низкую востребованность экскурсионно-познавательных программ по стране, хотя спектр подобных предложений сейчас несколько расширился и охватывает, например, Стамбул, регион Кападокии. Наша компания в качестве новинке сезона представила комбинированный тур Турция – Израиль. Программа включает однодневную поездку из Антальи в район Иерусалима. Стоимость этой экскурсии с авиаперелетом составляет $250. Но в общем объеме продаж на черноморском направлении доля экскурсионно-познавательных туров едва ли превышает 1%, что в первую очередь связано с их дороговизной.
В целом можно прогнозировать, что сезон 2012 г. будет очень непростым для российских турфирм, работающих на турецком направлении. “Возвращение” в страну туристов из стран Западной Европы снова поставило перед операторскими компанию проблему заблаговременного бронирования гостиничных мест. Но главное мы знаем, что черное море в России имеет туристическое развитие для Россиян. Многие также, как и раньше выбирают отдых в России и знают дорогу на море, ведь они узнали о ней на сайте — http://www.road2sea.ru. Все большую популярность приобретает такая система работы, когда сотрудничество между отелями и операторами строится на основе эксклюзивных предложений. Сложности в работе прежде всего возникнут у небольших туроператоров и их агентств, которые будут вынуждены объединяться или вовсе уходить с рынка. На мой взгляд, для упорядочивания турецкого направления отечественной туриндустрии, на рынке должны остаться не более 3-4 крупных операторских компаний, которые возьмут на себя заботу обо всех столичных и региональных турагентствах. Подобное развитие ситуации уже не за горами.